Красивые, мусульманские мечети, минареты и дворцы арабских шахов, шейхов и эмиров, всегда украшались узорами и стеклянными витражами. Частями красивейших узоров всегда становились каллиграфические рисунки, которые, на первый взгляд были лишь частью орнамента, но это так кажется, только непосвященному человеку, не знающему арабскую каллиграфию. О чем же повествуется в этих рисунках?
В содержании рабского каллиграфического рисунка, Вы не встретите описания жизненного пути, или смерти, простого мусульманина и даже богатейшего Эмира, хозяина золотоносных земель, всё гораздо консервативнее. Смысл каллиграфии в прославлении, благодарении Аллаха, пророка Мухаммеда и вечной борьбы истинного мусульманства с силами зла. На некоторых рисунках можно увидеть, фрагменты, Суры из Корана, при этом, один знак в рисунке, может означать целое предложение или часть Суры.
Помимо основных стилей каллиграфии, а также региональных стилей, существовали различные техники, которые могли применяться ко многим почеркам.
Ресим йази – техника составления художественных композиций из почерка. Благодаря этой технике возможно создавать целые каллиграфические картины.
Хатт-и шаджари – «письмо в виде дерева», техника применяется к почерку сульс. Так называется особая каллиграфическая техника, при которой буквы напоминают ветви деревьев, она использовалась в Персии и Турции для оформления заглавий книг.
Хатт-и санбали – «гиацинтовое письмо». Эта техника возникла на основе почерка дивани. Название техники происходит от формы букв, напоминающих цветки гиацинта. Своему происхождению хатт-и санбали обязана турецкому каллиграфу Исмаил Хаки Балтаджиоглу.
Алев йазиси – «огненное письмо», которое часто используется для художественного оформления сульса. Буквы этого почерка напоминают языки пламени, откуда и происходит название.
|